Размер:
Цвет:

Выступление заместителя руководителя Архивной службы Югры Н.А. Захаровой "Об обеспечении органами управления архивным делом муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры достижения показателя "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме" на заседании Коллегии Архивной службы Югры. г. Ханты-Мансийск. 16 ноября 2017 года.

Уважаемые коллеги!

    С 2016 года государственные и муниципальные органы исполнительной власти участвуют в реализации в реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части достижения показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – Показатель). Реализация Указа в автономном округе осуществляется на основании Распоряжения Правительства автономного округа от 24 ноября 2015 года № 681-рп., в соответствии с которым доля достижения Показателя в округе установлена - не менее 60% в 2017 году, и не менее 70% в 2018 году.

    Согласно официальной статистической информации, опубликованной           13 марта 2017 года Федеральной службой государственной статистики, в 2016 году в Югре показатель, установленный Указом Президента РФ, «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» составил 74,1%. Это соответствует 1 месту среди субъектов УрФО и 2 месту в рейтинге субъектов Российской Федерации.

    Муниципальные архивы в числе других муниципальных органов принимают участие в реализации Указа, осуществляя прием в электронной форме запросов при предоставлении муниципальной услуги «Предоставление архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов».

    Не смотря на высокие достижения Показателя в целом в автономном округе, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации,   в сфере архивного дела данный показатель по итогам 2016 года составил менее 0,2 % (111 запросов от общего количества поступивших запросов от физических лиц - 65 640).

    В целях решения проблемных вопросов о достижении установленных значений Показателя в мае 2017 года было проведено рабочее совещание с участием заместителя Губернатора автономного округа Забозлаева Алексея Геннадиевича с профильными государственными органами исполнительной власти, имеющими наименьшие значения Показателя. По итогам которого, контроль и оказание методической помощи было рекомендовано осуществлять уполномоченным органам власти автономного округа.

    В июне 2017 года Архивной службой Югры проведено отраслевое совещание с представителями органов управления архивным делом автономного округа. По итогам которого был принят ряд решений, в т.ч. о проведении Архивной службой Югры еженедельного мониторинга количества поступивших запросов и путей их поступления в архивы, а так же о необходимости обращения в Росархив и Департамент информационных технологий за разъяснением ряда вопросов.

    Анализ поступивших запросов за период с начала года по 10 ноября показал, что всего в архивы поступило более 40 тысяч запросов от физических лиц, из них в электронной форме – 649, доля Показателя составила – 1,5 %.

    Напоминаю, что расчет Показателя по субъектам Российской Федерации в разрезе муниципальных образований ведется на основании данных, введенных вами в Государственную автоматизированную систему «Управление» по утвержденной форме статистической отчетности № 1-ГУ (срочная) соответствии с Порядком, определенным приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.05.2015 № 217 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг». Количество запросов в электронном виде по данной статистической форме рассчитывается путем суммирования количественных показателей запросов, поступивших через:

- Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

- Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций);

- официальный сайт органа, предоставляющего государственную услугу.

    При этом разъяснения о том, что подразумевается под «Через официальный сайт органа, представляющего государственную услугу» к данной статистической форме отсутствуют. В связи с чем, участниками июньского рабочего совещания было предложено обратиться в Депинформ Югры о возможности добавления этому показатели количества запросов, поступающих в архивы на электронную почту и по каналу Vip Net, а их суммарное количество их на сегодняшний день составляет около 12 000, это позволило бы нам увеличь Показатель примерно до 30 %. К сожалению, на написанный нами дважды запрос в Депинформ ответ мы так и не получили.

    Для решения данного вопроса обратимся к нормативным правовым актам Росстата. Так, Приказом Росстата от 07 сентября 2016 года № 486 в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" утверждена Методика расчета показателя "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме", в соответствии с пунктом 2.3. которой Государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в процессе получения услуги. Такое же разъяснение содержится в приказе Росстата от 13 февраля 2017 года № 90 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей».

    В форме данной Анкеты в разделе 5. Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в пункте 23 перед получением ответа на вопрос - Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы? Респонденту требуется разъяснить, что получение услуг в электронной форме осуществляется при наличии учетной записи (регистрации в ЕСИА).

    Таким образом, запросы, поступающие в архивы по средствам электронной почты и каналов Vip Net не могут быть отнесены к запросам в электронной форме.

    На основании вышеизложенного, приходится констатировать, что показатель «Доля услуг в электронной форме» в целом по автономному округу остается по-прежнему на низком уровне – всего 1,5 %, при требуемых 60 % в 2017 году.

   Но, следует отметить, что по сравнению с 2016 годом количество запросов в электронной форме увеличилось почти в 6 раз, и почти в 7 раз в процентном отношении.

    Назову отдельные архивы, в которые поступает наибольшее количество запросов в электронной форме.

    В архив Нижневартовска с начала года поступило 186 запросов в электронной форме, что составило 2 % от общего количества поступивших запросов, Сургут – 180 (около 2 %), Нефтеюганский район – 115 (более 8 %), Урай – 35 (около 7 %).

    Не поступали в течение года запросы в электронной форме в архивы гг. Мегион, Нефтеюганск, Пыть-Ях и Кондинского, Советского районов.

    Нужно отметить, что Росстат не учитывает специфику отдельных отраслей. А именно, возникает коллизия в расчетах Показателя, т.к. архивы реализуют Указ Президента по Показателю «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов», но в расчет общего количества поступивших запросов граждан входит еще и количество запросов граждан поступивших через Многофункциональные центры (МФЦ), а эти запросы учитывают МФЦ для достижения еще одного показателя, содержащегося в этом же Указе Президента - «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году - не менее 90 процентов». Таким образом, архивам необходимо достичь свои 70 %, а МФЦ свои 90%. Возникает вопрос - нужно ли архивам при расчете Показателя включать количество запросов, поступивших через МФЦ, если МФЦ включает количество запросов в архивы для достижения другого показателя, установленного Указом. При этом в архивы Югры поступает около 20 % запросов через МФЦ, и, естественно, если нам их не учитывать, увеличится показатель – доля услуг в электронной форме.

    Кроме того, необходимо учесть, что в архивы автономного округа поступает от 25 до 35 % запросов граждан поступает из других субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, в связи с чем, мы не можем оказывать влияния на способ подачи запроса.

    Обращаем Ваше внимание на разъяснения с сайта Минкомсвязи России, http://minsvyaz.ru/ru/appeals/faq/259 о том, что в настоящее время для граждан обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг (услуги):

  • в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • при личном обращении в орган власти;
  • в электронном виде.

    Таким образом, законодательство Российской Федерации предоставляет возможность для гражданина добровольно выбрать способ обращения за получением услуг.

    В случае выбора гражданином способа получения услуг в электронном виде, ему необходимо зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Указанная регистрация является добровольной.

    Не смотря на то, что архивистами Югры в полной мере выполняются мероприятия по достижению установленных значений Показателя, по-прежнему в числе основных причин из-за которых заявители не получают услуги в электронной форме в сфере архивного дела архивисты называют – пенсионный возраст заявителей, которые в большинстве случаев не являются активными пользователями Интернет ресурсов.

    На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время достижение Показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в размере 60-70 % не представляется возможным (соответствующее письмо было направлено в адрес Департамента информационных технологий Югры), но по истечении ряда лет, с приближением к пенсионному возрасту активных пользователей Интернет, а так же с дальнейшим развитием информационных технологий, думаю, что мы сможем приблизиться к установленному значению Показателя и выполнить его полностью.

   В приложенном файле - презентация к выступлению

Опубликовано: 16.11.2017 16:50        Обновлено: 16.11.2017 16:38