Размер:
Цвет:

О статусе государственных архивов в Уральском федеральном округе в связи с реформой организаций бюджетной сферы (2010 год)

Выступление Л.Д. Сажаевой, начальника Управления по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на совещании-семинаре научно-методического совета архивных учреждений Уральского федерального округа. г. Ханты-Мансийск, 16-17 июня 2010 года.

          Грядущее реформирование бюджетной сферы повлечет изменения статуса архивных учреждений. В отношении федеральных архивов выбор уже определился – статус казенного учреждения, остающегося на сметном финансировании. Мне трудно судить, легче это или сложнее будет для их будущего существования, для этого необходимо знать о проблемах и преимуществах их прежнего положения.

         Что касается государственных архивов, тут, насколько я понимаю, единого подхода тоже не получится, т.к. архивы разные по составу фондов, по их содержанию, по перечню оказываемых услуг. Крупные государственные архивы имеют опыт собственного содержания. Им важно сохранить возможность зарабатывать архивом средства и использовать их для социальной поддержки архивных работников, не допустить ухудшение материально-технической базы архивов, которая требует постоянного улучшения и усовершенствования. Возможно, будут какие-то ограничения в самостоятельности этих учреждений. Эти вопросы будут решать руководители органов власти субъектов.

          Сложнее, на мой взгляд, определить статус небольших архивов автономных округов. Таких как Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Государственный архив Ямало-Ненецкого автономного округа, состав документов в которых небольшой, порядка 100 тысяч дел, документов раннего периода нет, в основном документы с 30-х годов. Раньше они были архивами с переменным составом документов, платными услугами никогда не занимались (г. Ханты-Мансийск – город чиновников, основные источники комплектования – органы власти).

            Наши архивы всегда находились в структуре органа управления архивным делом. Юридически это, конечно, неправильно. Скорее всего, дальнейшей возможности сохранять их в системе государственной службы не будет, им самим уже трудно находиться в ней, т.к. это не дает возможности увеличить штатную численность, сокращение штатной численности их постоянно касается. Конечно, эти вопросы будет рассматривать руководство региона. Я думаю, что в нашем случае, если мы подойдем к такому решению, статус казенного учреждения им больше подходит, он предполагает сметное финансирование за счет средств окружного бюджета. И, конечно, очень многое будет зависеть от профессионализма руководителей учреждения – необходима квалификация финансового менеджмента, хорошие контакты – мобильность, умение находить спонсоров и партнеров и многое другое.

            Что касается муниципальных архивов, тут существует опасность моделирования, которая может привести к устранению функций органа управления архивным делом в городах и районах, которые они сейчас совмещают. Федеральный закон об архивном деле не дает четкого понимания статуса муниципальной архивной службы. Должны быть и орган управления архивным делом и муниципальный архив с учетом ситуации территории. Позиция должна быть единая. Необходимо юридическое решение этого вопроса.

 

Л.Д. Сажаева,начальник Управления по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Опубликовано: 08.11.2013 11:14        Обновлено: 08.11.2013 11:16