Размер:
Цвет:

Доклад заместителя руководителя Службы Т.В. Туркулайнен на конференции "Муниципальный архив" в г. Салехарде 1 октября 2019 года

Осуществление государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и хранящихся в муниципальных архивах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Заместитель руководителя Службы по делам архивов

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Туркулайнен Татьяна Викторовна

Основным источником финансирования проведения политики в сфере архивного дела на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и механизмом создания эффективной системы организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и иных архивных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Культурное пространство», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 341-п.

В ходе реализации государственной программы выделяются субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на текущий год на осуществление полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности автономного округа, в рамках подпрограммы «Организационные, экономические механизмы развития культуры, архивного дела и историко-культурного наследия».

Приложением 6 к государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Культурное пространство» определен Порядок расходования субвенций, предоставляемых из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления переданных государственных полномочий в сфере архивного дела (далее - Порядок).

Порядок определяет направление и условия расходования субвенций, предоставляемых из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа для осуществления переданных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельных государственных полномочий в сфере архивного дела.

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов автономного округа согласно заявок ежеквартально в пределах бюджетных ассигнований, расчитанных в соответствии с методикой расчета объема субвенций, установленной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 октября 2010 года № 149-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учёту и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», предусмотренных законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период и утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа.

Порядок предусматривает расход субвенций на оплату договоров возмездного оказания услуг, выполнения работ и поставки товаров, аренды, купли-продажи, заключенных уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в целях осуществления переданных государственных полномочий, а также на материально-техническое обеспечение деятельности специалистов, осуществляющих работу, связанную с выполнением переданных государственных полномочий.

Ежегодно органами управления архивным делом администраций муниципальных образований автономного округа в рамках формирования бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на текущий год и плановый период в Архивную службу Югры предоставляются Сведения об объеме архивных фондов и дел государственной собственности автономного округа, находящихся на муниципальном хранении за период с апреля 1996 года на 1 апреля текущего года.

По состоянию на 01.04.2019 в Сводный перечень организаций с указанием количества дел государственной собственности автономного округа, находящихся на муниципальном хранении включены 190 организаций автономного округа по сравнению с 2011 годом количество организаций увеличилось на 49.

Всего в 21 муниципальном архиве из 22 - х по состоянию на 1.04.2019 хранится 24 760 ед. хр. государственной собственности автономного округа, в том числе 20 599 ед. хр. постоянного срока хранения и 4 161 ед.хр. по личному составу.

Количество дел государственной собственности автономного округа с 2011 года увеличилось на 18 443 ед.хр. и составляет 2, 7% от общего количества дел, хранящихся в архивах автономного округа.

Базовый размер расходов на содержание в специализированных хранилищах одной единицы хранения исходя из средних затрат на содержание одного дела по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре составляет – 297 рублей и ежегодный коэффициент индексации затрат, планируемый при формировании расходов бюджета автономного округа на очередной финансовый год, учитывая повышение расходов на коммунальные услуги и материальные затраты позволяют корректировать сумму субвенций в сторону её увеличения (346 рублей с 2016 и не индексируется).

В бюджете автономного округа на 2019 год предусмотрены средства на предоставление субвенций в сфере архивного дела в размере 7 869 400 рублей, а в 2011 году эта сумма составляла 2 007 500 рублей.

Субвенции помогают улучшить нормативные условия хранения, приобретено современное стеллажное оборудование, первичные средства хранения, оргтехника и т.д.

Обеспечение контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий в сфере архивного дела возложено на органы государственной власти автономного округа: Архивная служба Югры, Служба контроля автономного округа, Департамент финансов автономного округа, Департамент экономического развития автономного округа.

Контроль осуществляется на стадии планирования и на стадии расходования субвенций.

Фактов нецелевого использования субвенций не выявлено.

Ежегодно Архивной службой Югры предоставляется в Департамент экономического развития автономного округа Акт оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области реализации ими переданных для исполнения государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, где указывается решение о делегировании (неделигировании) ранее переданных полномочий на планируемый год.

При реализации субвенций возникает ряд проблем, которые влияют на качество финансового менеджмента в части востребованности бюджетных ассигнований при предоставлении межбюджетных трансфертов, что не позволяет достичь 100% исполнения бюджета государственной программы автономного округа «Культурное пространство». Ежегодно исполнение бюджета составляет 99,8%.

Можно выделить следующие проблемы:

Исполнение функций контрактного управляющего. Например, в отдельных муниципальных образованиях автономного округа руководителям архивов вменили в обязанность функции контрактного управляющего. И они самостоятельно осуществляют все мероприятия по закупкам, начиная с подготовки плана-графика, проведения закупки и заканчивая получением товара (работы, услуги). Соответственно, контроль за качеством оказания работ (услуг) ложится на начальника архива и он одновременно является материально ответственным лицом. А эти функции занимают большое количество времени. Но с другой стороны начальник архива сам контролирует процесс реализации субвенций.

Некачественное исполнение сводного плана-графика органа местного самоуправления. Например, заявка на приобретение товара (работ, услуг) подается начальником архива в сводный план-график администрации города или района так как все архивы являются структурными подразделениями администраций городов и районов автономного округа. Контролировать процесс закупки удается не всегда.. По факту получаем упущенное время (несвоевременное использование субвенций) и товар, не соответствующий качеству.

Нарушение сроков сетевого графика органа местного самоуправления. Например, неисполнение реализации субвенций в связи с экономией по проведенным закупкам, обычно это четвертый квартал.

Архивная служба Югры ежегодно проводит мониторинг расходования субвенций и предпринимает следующие меры:

Формирование ответственного подхода по распределению субвенций при формировании комплексного плана (сетевого графика) на текущий год.

При планировании работы на текущий год, архивные отделы направляют для сведения и согласования планы по реализации субвенций на текущий год.

Постоянный контакт с работниками финансовых и контрактных служб (контрактными управляющими) при расходовании субвенций.

Ежеквартально должностные лица Архивной службы Югры, отвечающие за распределение субвенций направляют письма в адрес глав муниципальных образований, руководителей архивных отделов о задолженностях по реализации субвенций. Например, итоги мониторинга за первое полугодие 2019 года показали, что в отдельных муниципальных образованиях автономного округа процент освоения бюджетных ассигнований от 0% до 50% от перечисленных в первом полугодии субвенций. По итогам мониторинга были направлены на имя Глав муниципальных образований автономного округа информационные письма о принятии мер по своевременному освоению выделенных бюджетных ассигнований, а также по повышению качества и ежеквартального распределения субвенций в отчетном году. В виде обратной связи в адрес Службы поступила информация о принятых мерах и о бюджетных ассигнованиях, законтрактованных по состоянию на определенную дату.

Внесение предложений по изменению комплексного плана (сетевого графика) в отчетном году. так как корректировка плана позволяет своевременно перераспределять расходование субвенций.

Опубликовано: 27.11.2019 15:20        Обновлено: 27.11.2019 15:19