Размер:
Цвет:

Методические рекомендации Департамента внутренней политики ХМАО-Югры по оказанию бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан и оказанию юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях ХМАО-Югры

Общие положения

 

     Настоящие Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2011 года № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2011 года № 514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» разработаны в целях обеспечения единообразного подхода при оказании бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, а также оказании юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ).


 

Глава 1. Обязанности исполнительных органов государственной власти и государственных органов по оказанию бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

 

1. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры от 16 декабря 2011 года № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и государственные органы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи (далее – участники).

2. Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 года   № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в целях правового информирования и правового просвещения населения участники обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты, гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц, а также пределы исполнения таких обязанностей;

3) компетенция и порядок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

3. Статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлено, что участники и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

3.1. Участники и подведомственные им учреждения в случаях и в порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и (или) представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

4. В случае обращения гражданина к участникам с просьбой об оказании бесплатной юридической помощи, если оказание такой помощи не входит в их компетенцию, участники оказывают содействие гражданам в получении ими бесплатной юридической помощи, а именно:

- разъясняют порядок предоставления бесплатной юридической помощи гражданину;

- устанавливают принадлежность гражданина к одной из категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также случай оказания бесплатной юридической помощи;

- запрашивают у гражданина либо в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях документы, подтверждающие отнесение его к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи;

- оформляют направление о предоставлении бесплатной юридической помощи гражданину адвокатом по форме, утвержденной Департаментом внутренней политики автономного округа (Приложение 1).

5. Направление о предоставлении бесплатной юридической помощи, участники представляют одному из адвокатов, являющемуся участником государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляющему деятельность по месту жительства гражданина, предварительно согласовав его кандидатуру с адвокатом, который является ответственным за предоставление бесплатной юридической помощи на территории определенной Адвокатской палатой автономного округа. Список адвокатов, ответственных за предоставление бесплатной юридической помощи прилагается (Приложение 2).

6. Участники сообщают гражданину фамилию, имя, отчество адвоката, адрес адвокатского образования, в котором он осуществляет адвокатскую деятельность.

7. Участники ежеквартально представляют в Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отчет о направленных к адвокатам гражданах на получение бесплатной юридической помощи (Приложение 3).


 

Глава 2. Основания для оказания бесплатной юридической помощи

 

2.1. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи

 

Бесплатная юридическая помощь предоставляется гражданам, относящимся к категориям, установленным статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2011 года   № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», а именно:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I, II группы и неработающие инвалиды III группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

7) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

8) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

9) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

10) граждане пожилого возраста старше 65 лет;

11) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

12) вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны;

13) ветераны боевых действий;

14) члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;

15) многодетные родители и воспитывающие детей в возрасте до 14 лет родители в неполных семьях;

16) граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, в соответствии с перечнем населенных пунктов, утвержденных Правительством автономного округа;

17) представители малочисленных народов, являющиеся субъектами права традиционного природопользования, ведущие традиционный образ жизни;

18) представители малочисленных народов, проживающие в сельской местности (в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов), для которых виды традиционной хозяйственной деятельности являются неосновным способом жизнеобеспечения;

19) представители общественных организаций малочисленных народов, не имеющих статуса юридического лица;

20) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

 

Малоимущие граждане

Семьи и (или) одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе, относятся к категории «малоимущие».

Принадлежность к данной категории с целью получения государственной социальной помощи определяется в порядке установленном:

- Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

- Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждена форма справки «О признании гражданина (семьи) малоимущим (ей)», приказ от 26 сентября 2008 года  № 464-р (Приложение 4).

Справка выдается на основании сведений о составе семьи и доходах всех членов семьи за последние три месяца, предшествующие обращению.

Для получения справки гражданин должен обратиться в управление социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по месту жительства (Приложение 5) и представить следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность заявителя;

- справка с места жительства о составе семьи;

- документы, подтверждающие доходы членов семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения (справка о размере пенсии, стипендии, заработной плате, дополнительной пенсии и др.).

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин должен представить адвокату справку Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании гражданина (семьи) малоимущим (ей).

Справка действительна в течение года, следующего за датой предоставления сведений о доходах.

 

Инвалиды I, II группы и неработающие инвалиды III группы

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется справкой, выданной бюро медико-социальной экспертизы об установлении соответствующей группы инвалидности.

Для неработающих инвалидов III группы необходимо дополнительно представить трудовую книжку с отметкой о прекращении трудовой деятельности.

 

Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением единого образца:

- удостоверением ветерана Великой Отечественной войны;

- удостоверением Героя Российской Федерации;

- удостоверением к государственной награде СССР, выдаваемого лицу, которому было присвоено звание Героя Советского Союза или Героя Социалистического Труда, а также награжденным орденом СССР или медалью СССР.

Порядок выдачи и форма удостоверения ветерана Великой Отечественной войны утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года № 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны» (Приложение 6).

Образцы бланков удостоверений к государственным наградам Российской Федерации, государственным наградам СССР, званию Героя Российской Федерации, бланков Грамоты о присвоении звания Героя Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (Приложения 7, 8).

 

Дети-инвалиды

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи подтверждается справкой, выданной бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.

В случае если от имени детей-инвалидов за получением бесплатной юридической помощи обращаются их законные представители, то они дополнительно представляют:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

- свидетельство о рождении либо свидетельство, об усыновлении несовершеннолетнего, являющегося ребенком-инвалидом;

- акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) (для опекунов и попечителей);

- договор о приемной семье, заключаемый между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на определен срок (для приемных родителей).

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного     округа – Югры от 20 июля 2007 года № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» установление опеки или попечительства, устройство детей в приемную семьи осуществляются органами местного самоуправления автономного округа.

 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено:

- дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи подтверждается одной из следующих справок:

- органов опеки и попечительства, подтверждающей их статус;

- образовательного учреждения, где обучаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей (Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты). Учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке).

В случае, если от имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за бесплатной юридической помощью обращаются их законные представители, то они дополнительно представляют:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

- акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) (для опекунов и попечителей);

- договор о приемной семье, заключаемый между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на определен срок (для приемных родителей).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Соответственно в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в организациях для таких детей, выступают представители этих организаций, которые подтверждают свои полномочия справкой об исполнении обязанностей опекуна или попечителя в отношении воспитанников организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года  № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

В соответствии со статьей 12 вышеуказанного закона право на бесплатную юридическую помощь имеют граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Согласно ГОСТу Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения, термины и определения» стационарным учреждением социального обслуживания признается учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях круглосуточного пребывания.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется оттиском штампа о регистрации (временной регистрации) места жительства в стационарном учреждении социального обслуживания в паспорте гражданина Российской Федерации либо справкой администрации учреждении о нахождении гражданина пожилого возраста или инвалида на стационарном социальном обслуживании.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года  № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:

- специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

- специальные общеобразовательные школы открытого типа;

- специальные профессиональные училища открытого типа;

- другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

- специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

- специальные профессиональные училища закрытого типа;

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Несовершеннолетние находятся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на полном государственном обеспечении.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создано казенное учебно-воспитательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с девиантным поведением «Специализированная общеобразовательная школа закрытого типа» с местом расположения в городе Сургуте.

Несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, содержатся в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в воспитательных колониях.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется справкой учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо воспитательной колонии о нахождении несовершеннолетнего в таком учреждении.

За получением бесплатной юридической помощи вправе обратиться как сам несовершеннолетний, так и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), а также представители (работники администрации учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и воспитательных колоний).

Законные представители несовершеннолетнего представляют следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

- свидетельство о рождении, либо свидетельство об усыновлении;

- акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) (для опекунов и попечителей);

- решение суда или иной документ подтверждающий нахождение несовершеннолетнего в учреждении системы профилактики.

Представители предъявляют документы о назначении на должность в учреждении либо доверенность от несовершеннолетнего, достигнувшего четырнадцатилетнего возраста, заверенная руководителем учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо воспитательной колонии.

 

Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении.

От имени несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи выступают их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения.

Лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение бесплатной юридической помощи адвокатами. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката.

Адвокат оказывает бесплатную юридическую помощь гражданину по обжалованию нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, в том числе представляет его интересы в суде при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется справкой психиатрического и психоневрологического учреждения об оказании гражданину психиатрической помощи.

 

Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется решением суда о признании гражданина недееспособным либо актом органа опеки и попечительства об установлении опеки.  

В случае, если от имени недееспособных за бесплатной юридической помощью обращаются их законные представители, то они дополнительно представляют:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя;

- акт органа опеки и попечительства об установлении опеки.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны не назначаются недееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации. Исполнение обязанностей опекунов возлагается на указанные организации.

Соответственно в интересах недееспособных, содержащихся в таких организациях, выступают представители этих организаций, которые подтверждают свои полномочия справкой об исполнении обязанностей опекуна в отношении недееспособных.

 

Граждане пожилого возраста старше 65 лет

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется паспортом гражданина Российской Федерации либо иным документом, удостоверяющим личность либо пенсионным удостоверением.

 

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением единого образца.

Выдача удостоверения осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений о праве на льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 7 июля 1999 года № 21.

Форма удостоверения утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 17 октября 1990 года № 406 «Об утверждении формы удостоверения о праве на льготы» (Приложение 9).

 

Вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением единого образца.

Форма удостоверения утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 18 октября 1989 года № 345 «Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы» (Приложение 10).

 

Ветераны боевых действий

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

- военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

- лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами или медалями СССР, либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

- лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением единого образца.

Порядок выдачи и форма удостоверения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (Приложение 11).

 

Члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209.

Форма удостоверения утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 18 октября 1989 года № 345 «Об утверждении единой формы удостоверения о праве на льготы» (Приложение 10).

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить:

- пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина»;

- справка установленной формы о гибели военнослужащего.

 

Многодетные родители

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется удостоверением многодетной семьи.

Порядок выдачи и форма удостоверения утверждены Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного     округа - Югры от 13 октября 2011 года № 371-п «О назначении и выплате пособий гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» (Приложение 12).

 

Воспитывающие детей в возрасте до 14 лет родители в неполных семьях

В соответствии с ГОСТом Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. термины и определения» неполной семьей признается семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется свидетельством (свидетельствами) о рождении ребенка (детей), а также одним из указанных документов:

- свидетельство о расторжении брака;

- свидетельство о рождении ребенка либо об усыновлении ребенка, в котором указан один родитель;

- решение суда о расторжении брака;

- паспорт гражданина Российской Федерации с оттиском штампа о расторжении брака, отсутствием оттиска штампа о регистрации брака в разделе «Семейное положение»;

- справка с места жительства о составе семьи.

 

Граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, в соответствии с перечнем населенных пунктов, утвержденных Правительством автономного округа.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется оттиском штампа места жительства в паспорте гражданина Российской Федерации.

Место жительства гражданина должно быть включено в перечень населенных пунктов, относящихся к труднодоступным и малонаселенным местностям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для оказания адвокатами юридической помощи, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного     округа – Югры от 29 декабря 2011года № 514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (Приложение 13).

 

 

Представители малочисленных народов, являющиеся субъектами права традиционного природопользования, ведущие традиционный образ жизни.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется выпиской из Реестра территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном    округе – Югре.

Ведение Реестра территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Ханты-Мансийском автономном округе – Югры от 1 июля 2008 года № 140-п «О Реестре территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа на ведение Реестра является Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сведения, содержащиеся в Реестре, представляются в виде выписки по форме, установленной Департаментом.

Выписка из Реестра является документом, удостоверяющим сведения об образованных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры территориях традиционного природопользования, включая сведения о субъектах права традиционного природопользования.

Выписки из Реестра подписываются директором Департамента или заместителем директора Департамента и подлежат регистрации в журнале учета с присвоением исходящего номера и даты.

Кроме того, на ведомственном WEB-сайте: www.ugrales.ru Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разделе «Информатизация» подразделе «Информационные ресурсы Департамента» подразделе «Реестр территорий традиционного природопользования регионального значения Югры» содержится информация о субъектах права традиционного природопользования
 

Представители малочисленных народов, проживающие в сельской местности (в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов), для которых виды традиционной хозяйственной деятельности являются неосновным способом жизнеобеспечения

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется:

- свидетельством о рождении или паспортом (копией паспорта) гражданина СССР (где указана национальность) либо судебное решение об отнесении гражданина к коренным малочисленным народам Севера;

- оттиском штампа места жительства в паспорте гражданина Российской Федерации.

Место жительства гражданина должно быть включено в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В соответствии с вышеуказанным распоряжением Правительства Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации относятся следующие населенные пункты:

- Белоярский муниципальный район (городское поселение Белоярский, сельские поселения Верхнеказымский, Казым, Лыхма, Полноват, Сорум, Сосновка, межселенная территория муниципального района);

- Березовский муниципальный район (городские поселения Березово, Игрим, сельские поселения Саранпауль, Приполярный, Светлый, Хулимсунт, межселенная территория муниципального района);

- Кондинский муниципальный район (городские поселения Кондинское, Мортка, сельские поселения Леуши, Мулымья, Шугур, Болчары, Половинка, межселенная территория муниципального района);

- Нефтеюганский муниципальный район (сельские поселения Салым, Чеускино, Лемпино, межселенная территория муниципального района);

- Нижневартовский муниципальный район (городское поселение Новоаганск, сельские поселения Аган, Ларьяк, Ваховск, межселенная территория муниципального района);

- Октябрьский муниципальный район (городское поселение Октябрьское, сельские поселения Малый Атлым, Перегребное, Шеркалы, межселенная территория муниципального района);

- Советский муниципальный район (пос. Тимкапауль городского поселения Таежный);

- Сургутский муниципальный район (городское поселение Лянтор, сельские поселения Солнечный, Русскинская, Сытомино, Нижнесортымский, Угут, Ульт-Ягун, межселенная территория муниципального района);

- Ханты-Мансийский муниципальный район (сельские поселения Выкатной, Горноправдинск, Кедровый, Красноленинский, Кышик, Луговской, Селиярово, Сибирский, Согом, Цингалы, Шапша, с. Нялинское и пос. Пырьях сельского поселения Нялинское, межселенная территория муниципального района).

 

Представители общественных организаций малочисленных народов, не имеющих статуса юридического лица

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественная организация вправе осуществлять свою деятельность, как при наличии государственной регистрации, так и без нее.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует две общественные организации, не имеющие статуса юридического лица:

 

- Общественная организация «Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа «Сорни ёш»

Председатель - Гындышева Светлана Кирилловна.

г. Ханты-Мансийск, ул. Безноскова, дом 2/а тел.: (3467) 39-23-62

 

- Общественная организация «Союз оленеводов»

Президент - Кечимов Степан Антонович

г. Ханты-Мансийск, ул. Безноскова, дом 2/а тел.: (3467) 33-23-25.

Представителем общественных организаций малочисленных народов является руководящий орган общественной организации.

Принадлежность к данной категории с целью получения бесплатной юридической помощи определяется решением съезда либо решением общего собрания общественных организаций об избрании председателя.

Граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года      № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2011 года № 514-п «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Гражданине, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в бесплатной юридической помощи в экстренном случае, вправе обратиться письменно к участникам, которые в течение 1 рабочего дня со дня его поступления направляется в комиссию по рассмотрению обращений граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Учитывая, что участники государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, как правило, находятся в г. Ханты-Мансийске, граждане, проживающие в других населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, вправе обратиться с заявлением об оказании им бесплатной юридической помощи в территориальные органы участников. В первую очередь, в управления социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Приложение 5), а также в общественные приемные Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Приложение 14).

Комиссия по рассмотрению обращений граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создана приказом директора Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и им возглавляется.

Комиссия при поступлении обращения гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в течение 2 рабочих дней со дня его поступления в комиссию принимает решение об оказании ему в экстренном случае бесплатной юридической помощи либо об отказе в оказании такой помощи.

Решение комиссии оформляется протоколом за подписью членов комиссии, присутствующих на заседании.

Основанием для оказания бесплатной юридической помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, является решение указанной комиссии.

Департамент внутренней политики автономного округа в течение одного рабочего дня со дня принятия решения комиссией направляет ответ гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, также решение направляется одному из адвокатов, осуществляющих деятельность по месту жительства такого гражданина, предварительно согласовав его кандидатуру с адвокатом, являющимся ответственным за предоставление бесплатной юридической помощи на определенной Адвокатской палатой автономного округа территории.

В случае если Комиссия принимает решение об отказе в оказании помощи гражданину Департамент внутренней политики автономного округа направляет гражданину решение комиссии об отказе в оказании ему бесплатной юридической помощи.

 

2.2. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

- паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

- дипломатическим паспортом;

- служебным паспортом;

- паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

- удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

- свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя;

- свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа.

 

2.3. Случаи оказания бесплатной юридической помощи

 

Адвокаты, участвующие в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, приватизация жилого помещения, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находится жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающего гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) рассмотрение заявления о признании гражданина недееспособным;

14) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

15) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

16) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

17) рассмотрение вопросов традиционного природопользования, землепользования, определения национальной принадлежности (для представителей малочисленных народов, имеющих право на бесплатную юридическую помощь).

 

2.4. Порядок оказания гражданам бесплатной юридической помощи

 

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин вместе с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи (Приложение 15) представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, а также документ, подтверждающий отнесение его к одной из категорий граждан, имеющих право на получение юридической помощи бесплатно.

Заявление оформляется гражданином собственноручно либо его законным представителем или представителем на имя адвоката, к которому обратился гражданин.

В заявлении указывается фамилия, имя, отчество гражданина, его место жительство, контактный телефон, а также к какой категории он относится и по какому случаю ему необходимо предоставление бесплатной юридической помощи.

В случае если гражданин по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно передвигаться, то адвокат для оказания юридической помощи осуществляет выезд к такому гражданину. В этой ситуации гражданин собственноручно должен в заявлении дополнительно указать необходимость выезда адвоката к нему по месту жительства в связи с состоянием здоровья и представить документ подтверждающий такое его состояние здоровья.

При оказании юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа оплата выезда к гражданину, который по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно передвигаться не производится в связи с тем, что адвокату компенсируются транспортные расходы, связанные с оказанием юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа.

В случае если вопрос гражданина касается спорного жилого помещения, которое является для него единственным, в заявлении он собственноручно указывает это. Документов, подтверждающих то, что жилое помещение является для гражданина единственным, не требуется.

Также в заявлении гражданин должен указать, что по данному вопросу в аналогичном объеме он бесплатную юридическую помощь не получал.

За достоверность представленной информации в заявлении несет ответственность гражданин либо его законный представитель.

Документы, а также их копии, необходимые для получения бесплатной юридической помощи, представляются гражданином или его представителем адвокату, включенному в список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, и осуществляющему деятельность по месту жительства гражданина.

Список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, ежегодно, не позднее 15 ноября, направляется Адвокатской палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для опубликования в средствах массовой информации и размещения на официальном веб-сайте органов государственной власти автономного округа не позднее 31 декабря текущего года.

Адвокат обязан установить принадлежность гражданина Российской Федерации к одной из категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, а также случай, по которому он обращается.

В случае, если гражданин относится к одной из категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а его случай относится к перечную случаев оказания бесплатной юридической помощи, адвокат заключает с гражданином соглашение в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Существенными условиями соглашения являются:

- указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

- предмет поручения;

- указание на то, что юридическая помощь оказывается гражданину бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

- размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.

Адвокат в зависимости от характера случая, по которому к нему обратился гражданин, осуществляет правовое консультирование в устной или письменной форме, составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляет доверителя в судах, государственных и муниципальных органах.

Весь объем оказанной бесплатной юридической помощи должен быть адвокатом документально подтвержден:

- устная консультация – копией соглашения об оказании бесплатной юридической помощи, где указан случай, по которому осуществлялось устное консультирование;

- письменная консультация – копией письменной консультации;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера – копией заявлений, ходатайств, жалоб, запросов и иных документов с отметкой о приеме их адресатом или почтовом отправлении;

- представительство в судах, государственных и муниципальных органах, организациях – справкой государственных и муниципальных органов, организаций, мирового судьи, суда об участии адвоката в судебном разбирательстве, предварительном изучении дела в суде и подготовке к судебному заседанию, ознакомлении с протоколом судебного заседания, либо копией судебного решения или определения суда.

По окончанию оказания бесплатной юридической помощи между адвокатом и гражданином подписывается акт об оказании бесплатной юридической помощи (Приложение 16).

Адвокат в случае обращения к нему гражданина, не имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, отказывает ему в оказании такой помощи. По требованию гражданина такой отказ оформляется письменно.

Адвокат также принимает решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, в случаях, если гражданин:

- обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

- просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

- просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Если адвокат принимает решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Адвокаты не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

Отказ адвоката в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в суде, в установленном законодательством порядке.

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

 

Глава 3. Оказание юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры

 

Граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, имеют право на получение квалифицированной юридической помощи по месту жительства. Такую помощь им оказывают адвокаты по их письменному заявлению (Приложение 17).

При получении адвокатом заявления об оказании юридической помощи от гражданина, проживающего в труднодоступной и малонаселенной местности, ему необходимо определить дату поездки в такую местность и уведомить об этом гражданина. Дата поездки определяется адвокатом в зависимости от характера вопроса гражданина, но не позднее трех месяцев с момента отправления заявления.

Адвокату, оказывающему юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, компенсируются:

- расходы на содержание помещений для работы адвокатов;

- транспортные расходы, связанные с проездом на любом виде транспорта, в том числе на личном (за исключением такси);

- командировочные расходы, включающие суточные и расходы за наем жилого помещения.

Расходы на содержание помещения для работы адвоката включают в себя аренду помещения и стоимость услуг, оказываемых с применением организационно-технических средств, на период командировки адвоката.

Предельный размер компенсируемой арендной платы составляет 600 рублей за квадратный метр помещения в месяц.

К транспортным расходам относятся расходы, связанные с проездом к месту оказания юридической помощи и обратно любым видом транспорта, в том числе и личным (за исключением такси).

Оплата стоимости проезда адвоката личным транспортом к труднодоступным и малонаселенным местностям автономного округа и обратно производится по кратчайшему маршруту при предъявлении кассовых чеков автозаправочных станций в соответствии с нормами расхода топлива соответствующей марки транспортного средства или по справкам о тарифах, предусмотренных для перевозок автомобильным, речным транспортом, по наименьшей стоимости проезда на основании отметки в командировочном удостоверении с указанием времени и места пребывания адвоката в соответствующем населенном пункте.

Компенсация расходов адвокатам по оказанию юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, связанных с оплатой проезда, найма жилого помещения, суточных расходов, производится по нормам, предусмотренным постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2005 года № 190 «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в части лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа) (Порядок и условиях оплаты проезда, найма жилого помещения, суточных расходов, связанных с поездкой адвоката в труднодоступные и малонаселенные местности автономного округа, аналогичен порядку и условиям оплаты проезда, найма жилого помещения, суточных расходов, связанных с поездкой адвоката к месту нахождения судов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для оказания бесплатной юридической помощи гражданину).

Компенсация расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, осуществляются на основании его отчета по форме, утвержденной Департаментом внутренней политики автономного округа (Приложение 18).

К отчету прилагаются:

- копия соглашения с гражданином об оказании юридической помощи;

- копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, которому оказана юридическая помощь;

- командировочное удостоверение с указанием времени и отметкой о пребывании в населенном пункте, отнесенном к труднодоступным и малонаселенным местностям автономного округа;

- документы, свидетельствующие о расходах адвоката, в том числе подтверждающие аренду помещения и стоимость услуг, оказываемых с применением организационно-технических средств для работы адвоката; транспортные расходы, право собственности или владения автомобилем, командировочные расходы.

Указанные документы представляются адвокатом в Адвокатскую палату Ханты-Мансийского автономного округа.

Адвокатская палата Ханты-Мансийского автономного округа составляет сводный отчет об оказанной юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа по форме, утвержденной Департаментом внутренней Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Приложение 19).

Указанный сводный отчет, а также документы, указанные в настоящих методических рекомендациях, представляются в Департамент внутренней политики автономного округа, не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за отчетным.

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проверяет полноту и обоснованность отчета каждого адвоката, приложенного к сводному отчету Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа, в течение 10 рабочих дней со дня их получения.

Адвокату в компенсации его расходов отказывается, если его расходы связаны с оказанием юридической помощи в населенном пункте, не относящемся к труднодоступной и малонаселенной местности автономного округа.

В случае отказа в компенсации расходов адвокату Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 рабочих дней со дня получения сводного отчета, направляет адвокату, а также в Адвокатскую палату Ханты-Мансийского автономного округа письменное уведомление с указанием причин отказа.

В случае если в представленном адвокатом отчете отсутствуют документы, указанные в настоящих методических рекомендациях, Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры запрашивает их у адвоката самостоятельно. В этом случае срок, предусмотренный на проверку документов, приостанавливается до момента получения необходимых документов. Если адвокатом документы после запроса Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не представлены по истечении 3 месяцев, в компенсации расходов адвокату отказывается в письменной форме.

В случае если расчет компенсации расходов осуществлен Адвокатской палатой Ханты-Мансийского автономного округа или адвокатом неверно, Департамент внутренней политики автономного округа данный расчет осуществляет самостоятельно. В этом случае компенсация расходов адвокату осуществляется в соответствии с расчетом, осуществленным Департаментом внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Отказ Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в компенсации расходов адвокату или размер компенсации расходов, осуществленный Департаментом внутренней политики автономного округа, могут быть обжалованы адвокатом в судебном порядке, установленном федеральным законодательством.

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 3 рабочих дней со дня проведения проверки представленных Адвокатской палатой автономного округа документов осуществляет перечисление средств бюджета автономного округа на счет Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа для последующих выплат адвокатам, оказавшим адвокатскую помощь в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа, и одновременно направляет уведомление Адвокатской палате Ханты-Мансийского автономного округа с указанием фамилий, инициалов адвокатов, для которых перечисляются средства бюджета автономного округа, а также размера выплат каждому из них.

Если юридическая помощь оказывалась гражданину, проживающему в труднодоступной и малонаселенной местности автономного округа, а его случай относится к случаям оказания бесплатной юридической помощи, установленным статьей 5 Закона Ханты-Мансийского автономного   округа – Югры от 16 декабря 2011 года № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», то такая помощь оказывается гражданину бесплатно. При этом адвокат оказывает ее в соответствии с порядком, установленным для оказания бесплатной юридической помощи, после чего составляет отчет об оказании им бесплатной юридической помощи по форме и в сроки его представления, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации.


Опубликовано: 20.01.2014 11:14        Обновлено: 19.04.2016 17:39