Размер:
Цвет:

Доклад "Результаты правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере архивного дела в Службе по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры"

Результаты правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности в сфере архивного дела
в Службе по делам архивов

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Слайд 1)

1.    Вступление

С 2012 года согласно Положению о Службе по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Архивная служба Югры) Архивная служба Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, оказанию государственных услуг, а также государственному региональному контролю в сфере архивного дела.

(Слайд 2)

Порядок осуществления контроля закрепляет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В рамках мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований согласно ориентированности контрольной деятельности на профилактику правонарушений сегодня мы проводим настоящие публичные обсуждения правоприменительной практики КНД в сфере архивного дела.

(Слайд 3)

Целями проведения профилактических мероприятий, в том числе и нашего публичного обсуждения являются:
- Предупреждение нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.
- Снижение административных и финансовых издержек на контрольные мероприятия.
- Повышение прозрачности деятельности контрольного органа при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле.
- Мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
- Разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.


(Слайд 4)

С целью повышения прозрачности и открытости Службы при осуществлении регионального государственного контроля за на официальном сайте Архивной службы Югры размещена информация о данном мероприятии в установленные сроки, также будет размещена информация о его итогах. На официальном сайте размещается вся информация о контрольно-надзорной деятельности Службы в разделах Контрольно-надзорная деятельность и Профилактика нарушений обязательных требований.

Уважаемые слушатели публичных обсуждений, по итогам данного мероприятия прошу вас заполнить анкеты, цель которых помочь нам улучшить качество и успешнее организовывать подобного рода мероприятия.

2.    Обзор нормативных правовых актов, исполнение которых подлежит проверке в сфере архивного дела.

(Слайд 5)

Весь перечень нормативных документов, исполнение которых проверяет Архивная службы Югры, закреплен приказом Архивной службы Югры и представлен на ее официальном сайте разделах «Контрольно-надзорная деятельность» и «Профилактика нарушений обязательных требований». Сегодня я буду вести речь о тех нормативных документах, нарушения которых встречаются в практике чаще всего.

Источником регулирования правовых отношений в сфере архивного дела является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивной деле в РФ» (далее – Закон об архивном деле № 125-ФЗ).

Закон об архивном деле № 125-ФЗ имеет базовое значение для законов и подзаконных актов, принятых на уровне субъектов РФ, правил работы с архивными документами, перечней документов со сроками хранения и других нормативных документов, утвержденных или согласованных с архивными органами. Все вместе они выражают суть юридического регулирования в архивной сфере и обязательны к применению учреждениями и организациями всех форм собственности. (В правилах, перечнях, инструкциях и других нормативных документах раскрывается механизм реализации данного Федерального закона).

Закон об архивном деле № 125-ФЗ распространяет свое действие на документы всех форм собственности: государственной (федеральной или субъекта РФ), муниципальной или частной.

Так, в число субъектов проверок Службы по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры входит очень широкий круг юридических лиц, это органы окружной и муниципальной власти, учреждения разных форм собственности, организации, предприятия. Органы местного самоуправления (администрации) также включены в план проверок Архивной службы Югры и проверены на предмет исполнения ими архивного законодательства. Реестр субъектов проверок АСЮ на данный момент включает в себя 175 субъектов.

Законом об архивном деле № 125-ФЗ определены основные категории документов, передаваемых на государственное хранение и включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации (далее – АФ РФ), а также определен договорной порядок включения в состав АФ РФ документов, находящихся в частной собственности.

Законодательно установлены сроки передачи документов в государственные или муниципальные архивы, что в первую очередь касается государственных и муниципальных организаций, а во вторую очередь – негосударственных организаций, заключивших договор о передаче своих документов на постоянное хранение.

Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре действует закон от 7 июня 2005 года № 42-оз «Об архивном деле в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – Югре».

(Слайд 6)

Самое большое количество нарушений связано с неисполнением «Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила для архивов организаций, 2015). Правила для архивов организаций, 2015 имеют статус нормативного правового акта.

На основании «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 года № 19 и зарегистрированных Минюстом России 6 марта 2007 года (далее – Правила для архивов, 2007).

Данный источник является основным нормативным документом для части аудитории настоящих публичных обсуждений, которую представляют руководители и специалисты органов управления архивным делом в муниципальных образованиях округа, которые работают по данным правилам.

В 2020 году в план проверок АСЮ включен архивный отдел администрации муниципального образования город Мегион (сентябрь 2020 года).

Необходимо сказать, что в Российской Федерации существует несколько перечней документов с указанием сроков хранения. На слайде представлены два из них, наиболее часто используемые в деятельности источников комплектования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

- Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, 2019, утвержден приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2020), вступил в действие 18.02.2020;

- Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержден приказом Министерства культуры от 31.07.2007 № 1182 (ред. от 28.04.2011) «Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения», зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007.

Отмечу также, что существуют еще отраслевые перечни документов, многие из них при необходимости можно найти в виде электронных документов (перечень для судебный, документов сферы здравоохранения, образования, архивных документов и другие). Также бывает, что сроки хранения документов определенной отрасли указываются в письмах отраслевых Министерств). Но в первую очередь мы ориентируемся на перечни типовой и НТД.

3.    Предпосылки нарушений обязательных требований, организация плановых проверок

(Слайд 7)

Каждая организация имеет свои особенности, но в целом можно отметить одну общую характеристику – на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры немного крупных организаций (больших предприятий, фабрик, заводов и т.д.) и это обусловливает, в свою очередь, ряд организационных предпосылок для правонарушений. Данные предпосылки для нарушений характерны и для органов местного самоуправления.

Довольно редко можно встретить архивы организаций в виде отдельных структурных подразделений, хорошо еще, если имеется отдельный специалист, в должностные обязанности которого входит работа с законченными в делопроизводстве документами организации, но зачастую «архивом» занимается одно должностное лицо, в архивной деятельности принято называть этих специалистов «лицами, ответственными за делопроизводство».

Эти специалисты могут занимать различные должности в организации и совмещать свои основных обязанности с ведением работ, связанных с документами, законченными в делопроизводстве: делопроизводитель либо секретарь и ответственный за архив, юрист и ответственный за архив, специалист по кадровой деятельности и ответственный за архив, медицинская сестра и ответственный за архив и так далее. Данная особенность не позволяет лицу, ответственному за архив, уделять достаточно внимания деятельности по формированию архива организации.

Зачастую низкая квалификация лица, ответственного за архив организации, является препятствием к качественному выполнению работы с документами в организации.

Встречается ситуация, в которой сам руководитель организации не уделяет достаточного внимания делопроизводству и архивному делу, возглавляемой им организации.

Как следствие данных проблем организационного характера, вытекает проблема отсутствия качественной экспертизы ценности документов в организации, качественной подготовки документов на постоянное хранение и документов по личному составу длительных сроков хранения (свыше 10 лет).

(Слайд 8)

4.    Особенности организации и проведения плановой проверки Архивной службы Югры

Чтобы слушатели получили представление о том, как проходит проверка, очень коротко расскажу о том, как она организуется и проводится.

Организация, входящая в реестр субъектов проверок Архивной службы Югры, вносится в план проверок, если истекло три года со дня:

1. государственной регистрации юр. лица,

2. окончания последней плановой проверки юр. лица,

3. начала осуществления юр. лицом деятельности.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя Службы. В приложении к приказу закреплен перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Подконтрольные субъекты должны подготовить документы, перечисленные в перечне, к началу проверки.

Условно проведение плановой проверки Архивной службы Югры можно разбить на следующие этапы:

1. Изучение организационных и распорядительных документов организации (перечислены в перечне).

2. Проведение анализа организации и ведения текущего делопроизводства в структурных подразделениях организации на основе согласованной с Экспертно-проверочной комиссией Архивной службы Югры и ежегодно пересоставляемой в организации номенклатур.

3. Проверка наличия и правильности ведения основных учетных документов в организации, ведение дела фонда.

4. Оценка качества работы с документами, завершенными в делопроизводстве организации: проведение экспертизы ценности, качество и полнота описания, наличие документов согласно описям постоянного и временного (свыше 10 лет) срокам хранения (в период хранения их в организации) качество технического оформления дел.

5. Проверка правильности и полноты передачи архивных документов постоянного срока хранения в архивные учреждения.

6. Проверка соответствия установленным требованиям нормативных условий хранения в помещении архивохранилища.

В процессе проведения проверки проверяющие лица дают подробные консультации по устранению обнаруженных нарушений законодательства.

(Слайд 9)

Обязательной частью итоговых документов проверки является проверочный лист, который заполняется при проведении каждой плановой проверки, согласно закрепленной приказом Архивной службы Югры форме. В нем отражены все вопросы, задаваемые в ходе проверки. Форма проверочного листа для организаций – источников комплектования выложена на официальном сайте Архивной службы Югры, на основании формы проверочного листа вы можете проверить свою организацию на соответствие установленным требованиям в сфере делопроизводства и архивного дела.

Форма проверочного листа, предназначенная для проверки органов управления архивным делом администраций муниципальных образований округа (муниципальных архивов) находится сейчас на стадии доработки, в ее основу положены Правила для архивов, 2007.

По итогам проверки заполняется акт установленной формы, если есть нарушения обязательных требований, то руководителю организации выносится предписание, которое содержит обязательные мероприятия по устранению нарушений, ссылки на статьи нормативных правовых актов и сроки устранения замечаний.

По итогам проверки в случае наличия серьезных нарушений, установленных в ходе плановой или внеплановой проверки, а также в случае неисполнения предписания в установленные сроки, Архивной службой Югры может быть составлен протокол об административном нарушении. Согласно статье 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

По окончанию срока проведения проверки руководителю организации вручается: проверочный лист, акт проверки, если необходимо: предписание об устранении нарушений и протокол об административном правонарушении.

Следует сказать, что в 2020 году согласно плану проверок Архивной службы Югры была проведена 1 проверка, по итогам которой были выданы акт и предписание, зафиксировавшие 1 нарушение Закона об архивном деле № 125-ФЗ и 30 нарушений Правил архивов организаций, 2015.

(Слайд 10)

Обзор распространенных нарушений

законодательства в области архивного дела.

1.  Организационно-распорядительные документы по организации деятельности в области делопроизводства и архивного дела.

Фундаментом организационной деятельности любой организации, органа власти являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц. Первое, о чем следует сказать, что мы смотрим это организационные документы: устав или положение, структуру, затем положения об отделах, должностные регламенты заместителей руководителя, начальников отделов и специалистов, в регламентах которых закреплены обязанности ответственных за делопроизводство.

Основополагающий для организации учредительный документ (устав или положение об организации) закрепляет в числе одного

от того имеется ли в организации ведомственный архив в качестве структурного подразделения, положение из полномочий каждой организации «Работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности департамента, службы», формулировка может отличаться.

Это фраза является отправной точкой для организации дальнейшей работы по организации работы с документами организации, организация обязана правильно и эффективно создавать, хранить, учитывать и использовать свои документы.

В положениях о структурных подразделениях организации должна быть закреплена обязанность по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности данного структурного подразделения.

Обязательными для организации являются положение об архиве, независимо об экспертной комиссии (ЭК), инструкция по делопроизводству. Эти документы согласуются с Экспертно-проверочной методической комиссией Службы.

Должностные инструкции заместителя руководителя, курирующего сферу делопроизводства и архивного дела в организации; руководителей структурных подразделений, специалистов, ответственных за делопроизводство и ведомственный архив со сроками выполнения работ;

Распорядительные документы – приказы, закрепляющие определенные виды работ за конкретными должностными лицами со сроками их выполнения.

Конкретная инструкция по делопроизводству играет важную роль в организации, в ней должны быть отражены особенности работы с документом, начиная от этапа создания документа до сдачи его в архив в составе подшитого, обработанного дела.

То, как будет распределена информация в организационных документах в каждой организации решается самостоятельно и индивидуально применительно к конкретной организации, важно, чтобы за все этапы работы с документом в них были отражены и система работала, мы можем порекомендовать возможные варианты решения применительно к каждому конкретному случаю, но решение принимает сама организация.

Особо хотелось подчеркнуть роль экспертной комиссии (ЭК) организации, поскольку распространенным нарушением является отсутствие экспертной комиссии в организации, либо ее формальность существования. Работа ЭК организации строиться на основании Положения об ЭК.

В организации обязательно должен быть приказ, закрепляющий обязанности членов ЭК за определенными должностными лицами. Правила подчеркивают, что председателем ЭК должен быть руководитель либо заместитель руководителя организации.

Функциями ЭК являются:

- организация ежегодного отбора дел для хранения и уничтожения,

- рассмотрение и согласование проектов номенклатуры дел организации, описей документов, документов постоянного и временного сроков хранения (свыше 10 лет), в том числе по личному составу,

- актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению и других актов,

- подготовка предложений об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями, об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями,

- участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативных и методических документов по вопросам работы с документами в организации,

- методическое руководство работами в области обеспечения сохранности документального и архивного фондов организации.

В ходе работе ЭК в организации создаются протоколы экспертных комиссий (в которых отражены вопросы согласно вышеперечисленным функциям).

Правильная работа организации с документами включает в себя: 1. Ежегодное издание приказа, закрепляющего работу структурных подразделений и лиц, ответственных за делопроизводство и архив, виды работ с документами (ежегодное составление номенклатуры (согласуется 1 раз в пять лет); ежегодное проведение экспертизы ценности с последующим техническим оформлением документов в дела и составлением описи); конкретные лица, ответственные за перечисленные виды работ; сроки исполнения работ.

Согласно приказу в установленные сроки ежегодно проводятся работа по снятию со скоросшивателей документов, проведению экспертизы ценности (особое внимание документам со сроками с пометкой ЭПК, например переписка и другие), далее проводится техническая обработка дел – полная для документов постоянного и долговременного сроков хранения, частичная – для документов коротких сроков хранения. В течение срока хранения документы временных сроков хранения в структурных подразделениях, а по окончанию списываются по акту о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению.

Процедура уничтожения производится только после проведения экспертизы ценности и описания – включения технически обработанных архивных документов в опись в соответствии со сроками их хранения (описываются только документы постоянного срока хранения и долговременных сроков хранения (свыше 10 лет)).

В каждом органе местного самоуправления должен быть свой ведомственный архив, куда должны сдаваться документы постоянного и долговременного сроков хранения (свыше 10 лет), внесенные в описи. Описи должны быть предварительно утверждены или согласованы с Экспертно-проверочной комиссией Архивной службы Югры (далее – ЭПМК), о чем свидетельствует штамп ЭПМК.

Также ЭПМК согласуются Положение об архиве, положение об ЭК.

Куратором, помощником, консультантом по составлению описей, номенклатур и других видов работ с документами является архивный отдел администраций городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры , из основная функция управление архивным делом на территории муниципального образования.

2. Отсутствие учетных документов в архиве организации

Также часто встречается такая проблема как отсутствие основных и вспомогательных учетных документов в архиве организации.

В подавляющем большинстве случаев в организации отсутствуют учетные документы, главный из них - книга учета поступления и выбытия дел, документов (ее форма дается нам правилами – приложение 11 Правил). Эта книга фиксирует все поступления в ведомственный архив и выбытия дел из него (на хранение в Государственный либо муниципальный архив). Если в ведомственном архиве более одного фонда то в архиве заводится список фондов и лист фонда, организация также может заводить вспомогательные учетные документы.

Учетные документы – это основа учета, информация из них отражается в Паспорте архива организации, который составляется для муниципального архива.

В 2018 году Архивной службой Югры были выпущены Методические рекомендации по ведению основных (обязательных) учетных документов в архиве организации, на которые архивы организаций округа могут опираться при ведении учетных документов. В случае, если в вашей организации они не были своевременно заведены, рекомендуем вам обратиться к разделу3 данных рекомендаций.

(Слайд 11)

3. Несоблюдение требований к помещению и нормативным условиям хранения архивных документов.

- Требования к зданию, помещению архива (наличие помещения для хранения документов).

- Оснащение помещения архива специальным оборудованием для хранения документов.

- Соблюдение охранного режима.

- Соблюдение противопожарного режима.

- Создание нормативных температурно-влажностного, светового режима, проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

Организация должна иметь отдельное помещение для хранения документов, законченных делопроизводством, прошедших научно-техническую обработку и описанных, и это помещение должно соответствовать требованиям, установленным Правилами.

Так, Правила гласят, что «не допускается размещение архива организации в подвальных и чердачных помещениях» (Ст. 2.16). Но в цокольных этажах организовывать хранение документов допускается при соблюдении некоторых дополнительных требований.

«… В архивохранилище не допускается прокладка труб водоснабжения и канализации, технологические или бытовые выводы воды.» (п. 2.17).

(Слайд 12)
«Архивохранилища (за исключением архивохранилищ, располагающихся на охраняемой территории) оборудуются дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности. Окна помещений первого этажа должны быть оборудованы запирающимися решетками.» (п. 2.20)

«Все поступающие в архив организации документы размещаются в архивохранилищах на стационарных и/или передвижных металлических стеллажах, в металлических шкафах или контейнерах.» (п. 2.21)

(Слайд 13)

«В архивохранилище для хранения документов устанавливаются определенные параметры температурно-влажностного режима» (п. 2.25) Для каждого вида носителей Правила устанавливают свои параметры хранения, скажу только, что для документов на бумажном носителе, с которыми мы чаще всего имеем дело, они следующие: температура 17-19 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха – 50-55 процентов.

«2.26. В архивохранилище с нерегулируемым климатом должны осуществляться мероприятия по оптимизации температурно-влажностного режима с применением отопления и проветривания помещений, а также механических средств увлажнения или осушения воздуха. При длительном нарушении температурно-влажностного режима (от 3 суток и более), сопровождающемся повышением относительной влажности воздуха до 70 - 90%, принимаются меры по его нормализации (интенсивное проветривание, осушение архивохранилища).

Показания контрольно-измерительных приборов фиксируются в регистрационных журналах, в которых также отражаются проверка правильности показаний приборов и меры, принятые по нормализации температурно-влажностного режима в случаях его нарушения.

При наличии в здании архива централизованной системы обеспечения соблюдения температурно-влажностного режима в помещениях, где хранятся документы, контроль за его соблюдением осуществляется в автоматическом режиме.» (п. 2.26)

(Слайд 14)

«Архивные документы следует хранить в темноте.

Все виды работ с документами должны проводиться при ограниченных или технологически необходимых уровнях освещения.

Защита документов от действия света обеспечивается хранением документов в коробках, папках и переплетах, в шкафах или на стеллажах закрытого типа.

Естественное освещение в архивохранилище допускается при условии применения на окнах светорассеивателей, защитных фильтров, штор, жалюзи, нанесенных на стекло покрытий. Для искусственного освещения применяются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью.» (п. 2.24)

(Слайд 15)

«Помещения архива организации должны содержаться в чистоте, в условиях, исключающих возможность появления плесени, грызунов, насекомых, пыли. В помещениях архивохранилищ должна быть обеспечена свободная циркуляция воздуха, исключающая образование непроветриваемых зон, опасных в санитарно-биологическом отношении.

На практике часто встречается нарушение, связанное с наполнением помещения архивохранилища. Вопреки Правилам архивов организаций, 2015, которые гласят «Архивные документы должны храниться в систематизированном порядке в пределах архивного фонда». п. 2.9. раздела Организация хранения документов АФ РФ, в помещении архивохранилища хранятся не описанные документы, постоянного и долговременного срока хранения. В то же время документы постоянного срока хранения, документы по личному составу и другие документы временных сроков хранения (свыше 10 лет) хранятся в кабинетах, коридорах в металлических шкафах без соблюдения нормативных условий хранения.

(Слайд 16)

На данном слайде вы можете увидеть верное размещение документов в соответствии со всеми требованиями Правил к обеспечению сохранности и нормативным режимам хранения архивных документов.

4. Проблема проведения экспертизы ценности, упорядочения и хранения документов на электронной основе

Все мы живем в едином нормативном поле, требования предъявляются ко всем единые. Требования к упорядочиванию и хранению документов на электронной основе описаны в Правилах архивов организаций, 2015. Но на практике документы на электронных носителях не отражаются в номенклатуре, описи и не попадают на хранение. Очень осложняет ситуацию современная тенденция ведения делопроизводства в системах электронного делопроизводства, которыми не предусмотрено проведение экспертизы ценности, описание и хранение документов согласно архивным правилам. Также на законодательном уровне не решена проблема хранения документов, подписанных электронной цифровой подписью, срок действия которой исчерпывается одном годом.

Поэтому во избежание утраты документов постоянного срока хранения рекомендуем включать документы на электронной основе в номенклатуру и описи электронных документов и сдавать согласно установленным требованиям. При невозможности соблюсти требования, предъявляемые к документам на электронных носителям, необходимо документы постоянного срока хранения выводить на бумагу и сдавать в виде традиционных дел на бумажной основе.

(Слайд 17)

Сегодня Архивная служба Югры в рамках работы по профилактике нарушений обязательных требований нацелена на то, чтобы добиться следующих результатов на данном мероприятии:

Формирование единого понимания обязательных требований в сфере архивного дела у всех участников контрольной деятельности.

Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований.

Формирование позитивной ответственности за свое поведение подконтрольных субъектов, поддержание мотивации к добросовестному поведению.

Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства в сфере архивного дела, и необходимых мерах по их исполнению.

(Слайд 18)

Благодарю за внимание.

Пожалуйста, задавайте ваши вопросы.

Опубликовано: 19.03.2020 11:15        Обновлено: 19.03.2020 11:11